Региональный семинар
по статистике миграции
Вопросы миграции относятся к числу важнейших в политической и экономической повестке государства. Дефицит или невысокое качество данных не только усложняет оценку самой миграции, но и тормозит исследованию ее разнообразных последствий. Сегодня мы услышим выступления ведущих специалистов крупнейших международных организаций и национальных статистических агентств по темам, которые отражают ряд ключевых вопросов статистики миграции.
Ольга Чудиновских
Модератор, к.э.н., зав. Лабораторией
экономики народонаселения и демографии
экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова
22 июня 2021 года в дистанционном формате состоялся региональный семинар по статистике миграции для стран СНГ, организованный в рамках региональной программы CISPop «Качественные данные - эффективная политика». Мероприятие было организовано Федеральной службой государственной статистики России, Фондом ООН по народонаселению и Международным центром статистической экспертизы (Центростат) при финансовой поддержке Российской Федерации[1].

На открытии семинара было отмечено, что его целью было обсуждение ключевых вопросов в сфере статистки миграции в контексте мирового опыта и рекомендаций международных организаций, обновление информации об основных подходах к измерению миграции различного вида, привлечь внимание к лучшим практикам или проблемах, с которыми сталкиваются страны (в том числе, региона СНГ) при производстве статистики миграции и ее распространении.
Читать отчет полностью
Проведение семинара было, в том числе, обусловлено тем, что в Целях устойчивого развития (ЦУР) и Глобальном договоре о безопасной, управляемой и законной миграции подчеркивается необходимость иметь надежную статистику миграции и определяются связанные с миграцией показатели, прямо или косвенно характеризующие успешность стран в достижении ЦУР и целей Глобального договора[2].

В качестве докладчиков были приглашены ведущие эксперты крупнейших международных организаций, занимающихся вопросами методологии статистики миграции, гармонизацией и интеграцией национальных статистических данных по миграции в объединенные международные базы данных. Они представляли Отдел народонаселения ООН, Европейскую экономическую комиссию (ЕЭК ООН), Международную организацию по миграции (МОМ), Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), а также Межгосударственный статистический комитет стран СНГ. Высокий статус семинара и актуальность заявленных в программе тем привлекли к нему большое внимание: в работе семинара приняли участие свыше ста человек, среди которых были специалисты национальных статистических служб стран СНГ, представители ведущих международных организаций и научного сообщества.

Страны СНГ принадлежат к одной из крупнейших в мире миграционных систем: до пандемии ежегодно в потоках участвовали миллионы трудовых мигрантов, страну постоянного проживания меняли сотни тысяч человек. И даже в условиях пандемии вне государств своего гражданства находятся миллионы трудовых мигрантов, и многие тысячи жителей стран СНГ планируют и совершают переезд в другую страну на постоянное жительство. Регион СНГ представлен и принимающими, и в большей степени отдающими мигрантов странами, а основная часть потоков замкнута в пределах региона. Вопросы миграции находятся в числе важнейших в политической и экономической повестке наших государств. Дефицит или невысокое качество данных не только затрудняют оценки собственно миграции, но и сдерживают исследование ее причин и разнообразных последствий, в том числе, экономических, политических и социальных. Несмотря на предпринимаемые усилия,, ситуация в сфере статистики миграции в странах СНГ очень разнится и, в целом, ее трудно назвать благополучной[3].

При подготовке семинара стало очевидно, что необходимо учитывать опыт подобных мероприятий, которые на протяжении многих лет проводили другие агентства ООН, такие как Европейская экономическая комиссия, Социальная и экономическая комиссия ООН для Тихоокеанско-азиатского региона, Международная организация труда, МОМ, отдел статистики ООН и другие.

В этой связи было решено составить программу семинара таким образом, чтобы обозначить ключевые направления в статистике миграции и основные методологические подходы, которые рекомендуются для стран (в т ч – региона СНГ). В том числе, были представлены такие направления как измерение миграции в ходе переписей населения, измерение миграции и денежных переводов в рамках выборочных обследований домашних хозяйств, распространение данных и их обобщение на платформе ведущих международных организаций, а также возможности измерения некоторых экономических последствий миграции. В качестве ключевых докладчиков были приглашены ведущие специалистов крупнейших международных организаций и национальных статистических агентств. Участие этих специалистов придало семинару высокий статус и привлекло к нему большой интерес.

В ходе семинара были заслушаны доклады спикеров, в дискуссиях с дополнительной информацией о национальных практиках выступили ведущие специалисты статистических агентств Таджикистана, Кыргызстана, Российской Федерации и Армении.

С приветственным словом на открытии семинара выступили: Светлана Никитина (Начальник Управления статистики населения и здравоохранения Росстата), Аланна Армитаж (Региональный директор по Восточной Европе и Центральной Азии, Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА)), Константин Куликов (Советник Департамента международных организаций, МИДа России) и Дмитрий Политов (Исполнительный директор Центростата). Модератором семинара была Ольга Чудиновских, заведующий Лабораторией экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Первая сессия семинара была посвящена актуальнейшей теме – измерению миграции в переписях раунда 2020 года. В своем докладе Фиона Виллис-Нуньез, специалист Европейской экономической комиссии, напомнила об основных методологических публикациях, содержащих рекомендации по сбору статистики миграции – Рекомендациях ООН 1998 и Рекомендациях конференции европейских статистиков по проведению переписей населения и жилого фонда (2015). ЕЭК ООН на основе обобщения материалов национальных статистических служб после переписей раунда 2010 года пришла к выводу, что ключевые вопросы по миграции, такие как страна рождения и гражданство, как правило не взывают трудностей и включаются в программы переписей, тогда как вопрос о наличии опыта долгосрочного проживания за рубежом встречается существенно реже.

Оценивая перспективы переписей раунда 2020 года, Ф.Виллис-Нуньез отметила, что в будущем можно ожидать расширения практики использования нескольких источников данных при проведении переписей, применять разные методы исчисления (в т.ч. само-исчисление, сбор персональных данных через сеть Интернет и пр.). Было отмечено, что многие страны отложили проведение переписей из-за пандемии коронавирусной инфекции, которая также привела сокращению миграционных потоков. Ф. Виллис-Нуньез также обратила внимание на то, что в настоящее время ведется работа по пересмотру рекомендаций ООН по статистике международной миграции и первые итоги были представлены на заседании Статистической комиссии ООН в марте 2021 года. Под эгидой ЕЭК ООН работает экспертная группа по использованию новых источников для измерения международной миграции и трансграничных перемещений, в т.ч. – больших данных, информации из социальных сетей и других инновационных источников. Окончательные результаты работы экспертной группы ожидаются в 2022 году. ЕЭК ООН уже начата работа по подготовке рекомендаций по проведению переписей населения раунда 2030 года.

Главный специалист-эксперт Росстата Руслан Гильманов в своем выступлении остановился на изменениях в блоке вопросов по миграции в программах Всероссийских переписей населения 2002, 2010 и 2021 гг. На протяжении последних трех переписей Росстат придерживается международных рекомендаций и включает в программу ключевые и факультативные вопросы о миграции (coreandnon-coretopics), которые позволяют получить информацию и о международных, и о внутренних мигрантах. Сохранение традиционных вопросов и включение новых обеспечивает преемственность и развитие программы переписи. Переписи – основной источник данных о численности международных и внутренних мигрантов в России, и до создания регистра населения их значение останется большим. Включение традиционных вопросов обеспечивает практически полную сопоставимость данных всех переписей, новые вопросы, как ожидается, расширят аналитические возможности собранной информации, а новые данные позволят пролить свет на мало изученные аспекты миграции в России.

Начальник отдела переписей населения Статистического бюро Молдовы, Валентина Истрати, рассказала, что переписные данные являются основой для текущих оценок численности населения страны. Она остановилась не только на вопросах по миграции в национальных переписях населения (прошедшей – 2013 г. и будущей – 2023 г.), но также рассказала об оригинальном подходе, который используют статистики Молдовы для оценки объемов международной миграции в межпереписной период. Он основан на использовании персонифицированных данных пограничной службы Молдовы о лицах, отсутствующих или пребывающих свыше года в стране.

Ирина Збарская, начальник Управления социально-демографический статистики Межгосударственного статистического комитета стран СНГ отметила, что в соответствии с ранее принятыми решениями Совета глав государств СНГ, сроки проведения переписей в странах Содружества максимально приближены к 2020 году, а основные вопросы, включая миграционные, должны быть гармонизированы. Все страны на протяжении последних переписей включают вопрос о стране рождения, гражданстве, непрерывности проживания. Предполагается, что согласованные сроки проведения переписей и близкие формулировки вопросов позволят обеспечить международную сопоставимость данных, будет способствовать укреплению информационных связей стран СНГ. Также Ирина Збарская рассказала о рекомендациях Статкомитета СНГ по табулированию материалов переписей в отношении миграции.

В дискуссии по теме сессии выступили специалисты национальных статистических служб Кыргызстана, Таджикистана и Беларуси. В том числе, представители Национального статистического комитета республики Беларусь рассказали о технике проведения переписи 2019 года, основных сложностях, с которыми пришлось столкнуться, а также о преемственности в части вопросов по миграции -модуль вопросов 2019 году практически копирует вопросы переписи 2009 года, что обеспечивает полную сопоставимость данных обеих переписей населения. Специалисты Агентства пор статистике при Президенте Республики Таджикистан и Национального статистического комитета Кыргызской Республики отметили место переписей населения в системе источников данных по миграции и остановились на вопросах по миграции в программе переписей раунда 2020 года.

Вторая сессия семинара была посвящена инициативам ЕЭК ООН по измерению миграции и денежных переводов с помощью гармонизированного модуля вопросов (в рамках выборочных обследований) и оценке влияния пандемии на сбор данных по миграции в изменившихся условиях. Консультант ЕЭК ООН Анна Прохорова рассказала, что при работе над гармонизированным модулем вопросов в обследованиях домохозяйств было принято решение выбелить в самостоятельные блоки вопросы по миграции и по денежным переводам, изучать домохозяйства с мигрантами и без мигрантов, включить дополнительный модуль вопросов, касающихся членов домохозяйств, которые уже являются долгосрочными (постоянными) эмигрантами; сравнить два типа домохозяйств - с временными и постоянными эмигрантами. Вторая часть работы, связанная с оценкой влияния пандемии на сбор статистики миграции, проводилась путем онлайн интервью специалистов из 25 стран. Итоги опроса показали, что сбор данных осуществлялся в основном без значительных задержек, но качество собственно данных вызывает озабоченность. В 2020 в 25 странах, охваченных опросом, были проведены 17 выборочных обследований домохозяйств, в т.ч. - 5 опросов в странах ВЕКЦА; приостановлены опросы туристов и опросы при пересечении границ; перепись населения во многих странах была перенесена на 2021 г., в т.ч. в России, Казахстане и Армении.

Оценивая результаты проведения таких опросов в условиях пандемии, А.Прохорова сделала вывод о том, что необходимо усовершенствовать их инструментарий и технику, разработать руководства для участия в телефонных опросах, увеличить выборку, использовать альтернативные источники данных и пр. В выступлении большое внимание было уделено вопросам цифровизации денежных переводов и их динамике в условиях пандемии. Был представлен специальный модуль вопросов о денежных переводах, позволяющий собрать структурированную информацию, дающую разностороннюю характеристику процессу и масштабам денежных переводов. В заключение докладчик сформулировала ряд первоочередных задач, связанных со сбором данных, в т ч предлагается гармонизировать подход к проведению обследований домохозяйств с учетом потенциальных повторных локдаунов и с фокусом на цифровые денежные переводы. Это позволит решать задачи развития, прежде всего по финансовой интеграции, ради цели повышения благосостояния на долгосрочный период.

Достичь этой цели можно путем расширения гармонизированного модуля и включения в него вопросов о способе отправления и получения переводов, и связав эту информацию с с географией и родом занятости получателей и отправителей. В целом рекомендуется перенести концентрацию усилий статистиков с «точности» данных на получение комплексной оценки благосостояния, т.е. воздействия миграции и денежных переводов на ее участников – мигрантов и членов их семей, а также страны приема и исхода мигрантов, и рассмотреть миграцию как инструмент «поддержки» в критической ситуации.

В дополнительном материале, подготовленном экспертом Статкомитета СНГ Натальей Киселевой была обобщена статистика национальных банков России и ряда стран СНГ о динамике денежных переводов в годы, предшествующие пандемии и в годы пандемии. Сопоставление поквартальных и помесячных данных убедительно показало, насколько болезненными были месяцы локдаунов для стран-доноров рабочей силы в регионе СНГ.

В обсуждении доклада приняли участие ведущие специалисты комитета по статистике Таджикистана, Армении и Кыргызстана, рассказавшие о выборочных обследованиях домохозяйств, в ходе которых собираются данные о внешней трудовой миграции и ее экономических аспектах. Специалисты из Кыргызстана отметили, что общая ситуация со статистикой миграции остается неудовлетворительной.

Третья сессия была посвящена глобальным статистическим и информационным ресурсам по миграции, которые созданы и поддерживаются такими международными организациями как ОЭСР, Отдел народонаселения ООН, УВКБ ООН и МОМ.

Жан-Кристоф Дюмон – руководитель Отдела международной миграции международной миграции Управления по вопросам занятости, труда и социальным вопросам ОЭСР и Филипп Эрве, специалист – статистик того же отдела, представили информацию о деятельности ОЭСР в сфере статистики миграции. Она не ограничивается сбором национальных данных о потоках и численности международных мигрантов и их характеристиках, но отражает все многообразие направлений работы ОЭСР в этой области. Данные нужны для мониторинга объемов потоков и численности мигрантов в отдельных странах и ОЭСР в целом, для оценки положительных и отрицательных экономических последствий миграции, интеграции мигрантов и их детей, оценки объемов эмиграции и для изучения ситуации с беженцами.

Вопросы, связанные со статистикой миграции, являются частью более широкого контекста деятельности и приоритетов ОЭСР. Докладчики рассказали, по каким переменным собирается статистика потоков долгосрочных и временных мигрантов, как делаются оценки вклада временных трудовых мигрантов в национальные рынки труда, как учитываются для оценки миграционных потоков данные о международных студентах и беженцах. Были освещены вопросы формирования базы сопоставимых на международном уровне данных по международным мигрантам, родившимся вне страны проживания, основных переменных, по которым информация доступна, и о сотрудничестве ОЭСР со Всемирным банком и Оксфордским университетом в этой работе. Особый интерес вызвали примеры использования данных о мигрантах из России в странах ОЭСР, метод зеркальной статистики показал, что Россия во многих странах ОЭСР является одной из основных стран происхождения долгосрочных мигрантов, и их общее число превышает 2,5 миллиона. Наличие сведений об уровне образования и месте его получения дало возможность оценить вклад мигрантов из России в квалифицированную рабочую силу стран ОЭСР. Отдельно докладчики остановились на индикаторах интеграции мигрантов и их детей, разработки такого рода уже давно ведутся в ОЭСР. В заключение докладчики рассказали о международном форуме по статистике миграции, который уже дважды проводился при поддержке ОЭСР, МОМ и других агентств ООН.
Выступление Карлы Рохас-Пас – специалиста Международной организации по миграции, было посвящено одному из интереснейших глобальных проектов, который был инициирован и поддерживается МОМ – Порталу миграционных данных (Migrationdataportal https://migrationdataportal.org/). Это относительно новый интернет- ресурс, на страницах которого не только размещены собственно данные, но также приводятся наиболее распространенные определения отдельных видов миграции, перечисляются основные источники данных, даются ссылки на другие сайты с полезной информацией и на публикации различных международных организаций по вопросам статистики миграции.

В ходе выступления К. Рохас-Пас продемонстрировала возможности формирования онлайн запросов и выгрузки данных по отдельным странам, а также представила концепцию «цепочки придания данным значения» (datavaluechain), наглядно проиллюстрировав связь между данными и пользователями. В докладе было подчеркнуто, что собственно наличие и распространение данных еще не является гарантией их использования. Это наблюдение является актуальным для региона СНГ и должно быть учтено при формировании национальных систем статистических данных по миграции и их возможного объединения на региональном уровне. В докладе было отмечено, что принимая решения о размещении данных в открытом доступе, следует помнить о круге пользователей, на которых они рассчитаны, их потребностях, принимать во внимание язык публикации, формат и каналы распространения. Презентация проиллюстрирована скриншотами с отдельных страниц сайта, продемонстрированы возможности портала: с помощью размещенных там данных можно создать общую картину миграции в отдельно взятых странах или регионах мира, по крайней мере с позиций численности международных мигрантов, денежных переводов и пр.

Выступление Кирилла Андреева, специалиста Отдела народонаселения Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН было посвящено оценкам численности международных мигрантов и Глобальной базе данных по миграции. На протяжении почти трех десятилетий Отдел народонаселения ведет большую методологическую и техническую работу по сбору, обобщению, гармонизации и публикации данных по международной миграции. С помощью ежегодно рассылаемых вопросников собирается национальная статистика потоков и контингентов международных мигрантов, определяемых по критерию страны рождения или гражданства. На национальном уровне источниками информации являются переписи, официальные оценки численности населения, родившегося за пределами страны, выполняемые в межпереписной период, выборочные обследования, административные источники и данные УВКБ ООН и др.

В докладе К.Андреева был подробно рассмотрен процесс сбора данных и даны пояснения алгоритма, посредством которого ведется обобщение и гармонизация собранной национальной информации и производится компенсация отсутствующих данных. Описаны процедуры корректировки и моделирования. Распространение результатов работы Отдела народонаселения ведется по разным каналам, они публикуются онлайн в виде файлов, используются в регулярных обзорах ООН ситуации с международной миграцией, буклетов и листовок с фактами и краткой информацией, а также размещаются на сайтах организаций - партнеров. В будущем Отдел народонаселения планирует продолжить работу по созданию базы эмпирических данных и архивом публикаций, архивом микроданных переписей, систематизацией сопроводительной документации (со ссылками на основные публикации по каждой стране с акцентом на миграционные потоки и контингенты). Планируется усовершенствовать существующую методологию оценки численности мигрантов и создать библиотеку программного обеспечения для реализации методологии.

В своем докладе специалист Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, Айна Хелен Саэтре привела основные показатели масштабов вынужденной миграции в мире и рассказала о подходах УВКБ к измерению этого явления. В докладе показано, что особенности сбора и представления статистики вынужденной миграции также связаны с ее многообразием. Этот вид миграции может оказывать выраженное влияние на динамику численности населения принимающих (и отдающих) стран. Официальная статистика населения (база данных), которую ведет УВКБ ООН, отражает сложную работу по сбору, интеграции и гармонизации первичной информации и включает не только создание собственно базы данных, но и контроль их качества и их распространение. А.Х.Саэтре рассказала о малоизвестных фактах, касающихся платформы данных по населению УВКБ, в частности, о трех компонентах ее формирования – годовом статистическом отчет (AnnualStatisticalReport - ASR); статистических отчетов на середину года (Mid-yearStatisticalReport- MYSR) и Плановых показателях (Planningfigures - PF).

УВКБ начало сбор демографических данных с использованием онлайн-платформы PSR (Population Statistical Reference – статистический справочник по народонаселению) в феврале 2015 года. Были освещены и основные проблемы, связанные с формированием статистических ресурсов УВКБ. В отношении значительной части беженцев, лиц, ищущих убежище и, особенно, внутренне перемещенных лиц недоступны сведения о половозрастном составе, национальные данные по ряду показателей не предоставляются почти половиной стран из числа участвующих в заполнении отчетов для УВКБ, имеются проблемы со статистикой естественного движения и данными о лицах без гражданства (лбг). В качестве частичного решения проблем предлагается использование методов моделирования, и косвенные оценки численности и половозрастного состава лбг на уровне отдельных государств. А.Х.Саэтре также рассказала о работе Экспертной группы по статистике беженцев и внутренне перемещенных лиц и публикациях – руководствах и технических отчетах по сбору этой статистики[4]. В рекомендациях, не очень хорошо известных в регионе СНГ, приведена упорядоченная терминология, представлен перечень табуляции данных и показателей, сделана оценка основных источников данных и обоснованы пути их улучшения, кроме того, определены социально-экономические индикаторы интеграции и благополучия вынужденных мигрантов. Отдельно рассматриваются показатели вынужденной миграции, связанные с ЦУР, и определяются шаги по улучшению координации в сфере статистики на национальном, региональном и международном уровнях. Основные рекомендации в адрес отдельных стран связаны с использованием единого терминологического аппарата и определений мигранта, создания на национальном уровне сети производителей статистики вынужденной миграции, использованию возможностей переписей и обследований для сбора данных о вынужденных мигрантах, интеграции данных и координации между отдельными источниками и производителями статистки вынужденной миграции.

В презентации Статкомитета СНГ о распространении данных по миграции, эксперт Статкомитета Наталья Киселева рассказала, что основным источником при подготовке публикаций и аналитических материалов по вопросам социально-экономического развития стран СНГ являются данные, представляемые национальными статистическими службами стран-участниц. С помощью ежегодно рассылаемого вопросника Статкомитет СНГ получает статистические сведения о миграции со сменой места постоянного жительства и временной трудовой миграции. В докладе были представлены основные переменные, по которым запрашивается статистика. Н.Киселевой отметила, что основной проблемой остаётся полнота предоставляемой информации, которая связана с различиями в методологии и возможностями сбора необходимых данных, не всем странам удается заполнять вопросники по всему запрашиваемому перечню показателей и соблюсти установленные сроки представления информации.

В выступлении было уделено внимание публикации обобщенной статистики по странам СНГ: в статистическом бюллетене «Статистика СНГ», в докладе Статкомитета, в Статистическом ежегоднике. В перспективе будет доступна база данных с показателями миграции, накопленными за ряд лет. Н.Киселева рассказала о новых технологических решениях, которые призваны упросить и сделать более удобной обработку информации и ее публикацию. В частности, в настоящее время в Статкомитете СНГ вводится в эксплуатацию Программно-аппаратный комплекс «Информационно-аналитический веб-портал Статкомитета СНГ» (ПАК ИАП), что позволит автоматизировать работу специалистов национальных статистических служб стран СНГ, в том числе с использованием личных кабинетов; улучшить управление информационным наполнением веб-портала и банка учебных статистических материалов и управление Единой базой для хранения и обработки статистических данных, создание механизмов обмена статистическими данными, в том числе в формате SDMX.

В рамках четвертой сессии (в силу технических проблем с подключением со стороны докладчика и отсутствия времени, не предполагавшая дискуссии) был заслушан доклад специалиста МОМ Роберто Кансела, представившего новое руководство МОМ по измерению экономического вклада диаспоры[5]. В руководстве делается акцент на том. что этот вклад значительно разнообразнее, чем денежные переводы, на которых чаще всего фокусируется анализ. Выступление Р.Кансела можно рассматривать как начало более глубокого обсуждения на семинарах Росстата и Центростатата измерения разнообразных последствий миграции – экономических, социальных и использования этих замеров для принятия управленческих решений.

В заключительном слове модератор семинара О.Чудиновских и начальник Отдела международных статистических проектов Росстата Е.Аксенова поблагодарили докладчиков и представителей национальных статистических агентств за содержательные презентации и выступления, дающие пищу для размышлений, участников (в том числе из академического сообщества и даже из стран вне СНГ) за проявленный интерес, и организаторов, без доброй воли и поддержки которых – организационной, финансовой и методической - этот семинар не состоялся бы.

Было отмечено, что среди участников и слушателей семинара имело место не так часто встречающееся сочетание профессионалов из разных кругов - сотрудников национальных статистических агентств и других органов исполнительной власти стран СНГ, методологов, аналитиков и «интеграторов» статистики миграции на глобальном и региональном уровне, а также ученых, которые являются одной и самых заинтересованных сторон в отношении наличия и хорошего качества статистки миграции.

По итогам семинара были сделаны следующие выводы и рекомендации
Для расширения аудитории аналогичных семинаров в будущем целесообразно приглашать к участию также лиц, отвечающих за разработку миграционной политики, и производителей административных данных из разных национальных ведомств. Только при включении в круг участников производителей и пользователей статистики, при личном общении всех сторон процесса и при наличии обратной связи, возможно движение в сторону развития этого важнейшего сегмента информации.

В перспективе целесообразно сфокусировать подобные семинары на обсуждении специальных вопросов, связанных со статистикой миграции: в том числе, вопросам гармонизации статистики в странах региона, возможностям создания интегрированных баз данных выборочных обследований по вопросам миграции, измерении влияния миграции на демографические процессы – рождаемость, смертность, брачность, измерению показателей здоровья мигрантов, правонарушений со стороны мигрантов, интеграции мигрантов, экономических и социальных последствий миграции. Отдельной темой может быть обсуждение новых рекомендаций по статистике миграции, которые пока еще недостаточно известны и не применяются в странах региона. Помимо упомянутых ранее рекомендаций по статистике миграции беженцев и внутренне перемещенных лиц, в последние годы были опубликованы и обсуждаются: Проект руководящих принципов МОТ по статистике трудовой миграции (2018)[6], Техническое руководство ВОЗ по сбору и интеграции данных о здоровья беженцев и мигрантов в европейском регионе (2020)[7], активно ведется работа и публикуются документы Экспертной группы ООН по статистике миграции, в частности, по пересмотру Рекомендаций ООН по статистике международной миграции 1998 года[8]. Ознакомление с этими документами и материалами будет способствовать более быстрой адаптации национальных статистических систем международным рекомендациям. Повышение компетенций национальных производителей и пользователей статистики миграции в будущем позволит постепенно улучшить ситуацию с наличием и сопоставимостью таких данных в регионе СНГ.


[1] https://center-stat.ru/about_news/?id=7

[2] Несмотря на то, что Российская Федерация выразила особую позицию при подписании Глобального договора, в этом документе была сделана ссылка на новую Концепцию миграционной политики, в которой, в свою очередь, вопросы информационного и статистического обеспечения были выделены в отдельный раздел. См. Заявление Российской Федерации к Глобальному договору о безопасной, упорядоченной и легальной миграции, Марракеш, 11 декабря 2018 года https://www.mid.ru/iniciativy-rossii-v-oon/-/asset_publisher/lt9FJKw0JOXM/content/id/3440694

[3]Еще в 2014 году был принят «План мероприятий по совершенствованию миграционной статистики в государствах-участниках СНГ на 2014-2016 гг.», http://www.cisstat.com/migration/plan_migration.pdf, однако, не все поставленные задачи удалось выполнить, и в последние годы к ним добавились новые проблемы.

[4]International Recommendations on Refugee Statistics. European Union and the United Nations, 2018 https://unstats.un.org/unsd/demographic-social/Standards-and-Methods/files/Principles_and_Recommendations/International-Migration/2018_1746_EN_08-E.pdf ;
Technical Report on Statistics of IDPs. European Union and the United Nations, 2018. https://unstats.un.org/unsd/demographic-social/Standards-and-Methods/files/Technical-Report/national-reporting/Technical-report-on-statistics-of-IDPs-E.pdf;
International Recommendations on IDP Statistics. European Union and the United Nations, 2020 https://www.jips.org/uploads/2021/01/EGRIS-IRIS-IntRecommendationsIDPstatistics-EN.pdf ;
Compilers’ Manual on Displacement Statistics. Statistical Commission Background document. Fifty-first session. 3 –6 March 2020 https://unstats.un.org/unsd/statcom/51st-session/documents/BG-item-3n-compilers-manual-E.pdf

[5] Contributions and Counting: Guidance on Measuring the Economic Impact of your Diaspora beyond Remittances. IOM, 2020. https://publications.iom.int/books/contributions-and-counting-guidance-measuring-economic-impact-your-diaspora-beyond-remittances

[6]ILO (2018) Guidelines concerning statistics of international labour migration. ILO 20th International Conference of Labour Statisticians. Geneva, 10-19 October 2018 https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/---stat/documents/meetingdocument/wcms_648922.pdf

[7] WHO (2020). Collection and integration of data on refugee and migrant health in the WHO European Region. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe; 2020. Licence: CC BY-NC-SA 3.0 IGO. https://www.euro.who.int/en/health-topics/health-determinants/migration-and-health/publications/2020/collection-and-integration-of-data-on-refugee-and-migrant-health-in-the-who-european-region-2020

[8] https://unstats.un.org/unsd/demographic-social/migration-expert-group/
Смотреть семинар
Материалы семинара