Технический семинар
«Измерение трудовой миграции с использованием административных источников данных, данных переписей населения и выборочных обследований домашних хозяйств»
«‎Проблемы с измерением трудовой миграции не теряют своей актуальности»‎.
Ольга Чудиновских
Модератор, к.э.н., зав. Лабораторией
экономики народонаселения и демографии
экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова

Отчет о проведении технического семинара «Измерение трудовой миграции с использованием административных источников данных, данных переписей населения и выборочных обследований домашних хозяйств».


1. 20 октября 2021 года в онлайн формате был проведен Технический семинар «Измерение трудовой миграции с использованием административных источников данных, данных переписей населения и выборочных обследований домашних хозяйств». Семинар был организован Федеральной службой государственной статистики России, Фондом ООН по народонаселению и Международным центром статистической экспертизы (Центростат) при финансовой поддержке Российской Федерации. Семинар состоялся в рамках региональной программы CISPop «Качественные данные — эффективная политика». Запись семинара размещена на канале Youtube[1].

[1] https://www.youtube.com/watch?v=buH9xsbrl0M
Читать отчет полностью
В семинаре приняли участие 50 специалистов из стран СНГ и международных региональных организаций, преимущественно сотрудники национальных статистических и миграционных служб, Евразийской экономической комиссии, Межгосударственного статистического комитета стран СНГ, представители научного сообщества и фонда ООН по народонаселению.

Выбор темы семинара был обусловлен особенным местом трудовой миграции в регионе СНГ. На протяжении последних десятилетий трудовая миграция определяет общих характер миграционного ландшафта региона. Несмотря на ее значительные масштабы и большое значение для экономики и социальной сферы принимающих и отдающих стран, ситуация со статистикой трудовой миграции остается неблагополучной. В этом смысле привлечение внимания в теме статистики трудовой миграции, примеры стран, успешно формирующих статистику трудовой миграции на основании выборочных обследований и административных источников, а также обсуждение потребностей региональных организаций в интегрированной статистике трудовой миграции, были очень востребованы и привлекли интерес специалистов из разных стран СНГ.

Семинар прошел в двух частях. В ходе первой части семинара предполагалось рассмотреть теоретические подходы к формированию статистики трудовой миграции и практику отдельных стран региона, собирающих эту информацию на основе переписей, выборочных обследований (общей тематики или специальных) и административных источников. Учитывая большую потребность региональных организаций в статистике трудовой миграции и значительный пласт проблем в этой области, отдельно предполагалось обсудить вопросы межгосударственного обмена данными для нужд региональных организаций. Вторая часть семинара была проведена в форме самостоятельной работы участников в группах.

2. Открыло семинар выступление к.э.н. О. Чудиновских, которая сделала обзор основных источников и видов статистики трудовой миграции. В том числе, были рассмотрены основные определения трудовых мигрантов и отмечено, что в настоящее время в международных организациях, отвечающих за разработку методологии сбора данных по миграции, ведется работа по пересмотру подходов к формированию статистики трудовой миграции. «Руководящие принципы, касающиеся статистики международной трудовой миграции» (МОТ 2018), утвержденные 20-й конференцией статистиков труда, вводят новое понятие – трудовой мигрант, являющийся резидентом страны занятости, и трудовой мигрант – не резидент. В Рекомендациях отмечены проблемы, связанные с отсутствием единого определения трудового мигранта и различиями в национальных практиках сбора данных, что ведет к международной несопоставимости собранной информации. О.Чудиновских отметила, что международные организации придают большое значение гармонизации и сопоставимости статистики, собранной в отдельных государствах. В то же время, задача отдельной страны – иметь данные для анализа и принятия решений на уровне этой страны. В сообщении были рассмотрены основные виды данных по трудовой миграции, которые желательно иметь в каждой стране – статистику потоков и контингентов (численности) трудовых «иммигрантов» - иностранцев и «эмигрантов» - граждан страны, а также сведения о вернувшихся трудовых мигрантах. Было отмечено, что помимо показателей объемов миграции, архиважными являются часто отсутствующие данные о социально-экономических и демографических характеристиках трудовых мигрантов. Помимо статистики, непосредственно отражающей миграционные потоки за период и накопленную численность мигрантов на определенную дату, трудовую миграцию характеризуют данные о ее экономическом вкладе в стране назначения и происхождения. Картину дополняют сведения о здоровье и производственном травматизме трудовых мигрантов, а также оценки недокументированной трудовой миграции. О.Чудиновских остановилась на описании методов измерения трудовой миграции в ходе переписей населения и выборочных обследований. С помощью блока специальных вопросов происходит сбор информации о жителях страны, находящихся на момент опроса за рубежом с целью работы, вернувшихся после работы за границей, или являющихся членами домохозяйства трудового мигранта, остающимися в стране происхождения. Также было уделено внимание разнообразным административным источникам информации о миграции, роль которых постоянно растет. В заключение было отмечено, что статистика трудовой миграции не ограничивается сведениями о выданных разрешительных документах на работу и заключенных трудовых договорах, сведениями о гражданах страны, занятых за рубежом или об иностранцах трудоспособных возрастов, находящихся в стране. Для получения многомерной картины требуются также иные сведения, показывающие экономические последствия трудовой миграции, касающиеся здоровья и производственного травматизма трудовых мигрантов и пр. Кроме того, в каждой стране следует развивать разные источники данных – и административные, и связанные с обследованиями населения, потому что нет стран, исключительно «отдающих» или «принимающих» трудовых мигрантов. На национальном уровне важно иметь разные источники данных и разную статистику для полноты картины и обоснования социальной и миграционной политики. Отдельно должен быть решен вопрос доступа пользователей к агрегированной статистической информации, который во многих странах региона затруднен. Приоритет национальных интересов при формировании статистики трудовой миграции обоснован, но все-таки следует пытаться обеспечить соответствие рекомендаций МОТ и других агентств ООН.

Международная сопоставимость помогает увидеть место отдельной страны в общем «ландшафте». Большое значение имеет интеграция национальных данных нескольких стран на единой платформе. Это значительно упрощает поиск статистики для региональных исследований и принятия управленческих решений

3. Г. Джайлобаева, начальник отдела статистики труда и занятости, Национального статистического комитета Кыргызской Республики выступила с докладом на тему «Об измерении и изучении трудовой миграции на основе обследований широкой тематики». В докладе были перечислены основные источники данных о внешней трудовой миграции в Крыгызской республике. Отмечено, что основным органом, предоставляющем информацию по трудовым мигрантам является Национальный статистический комитет Кыргызской Республики, который проводит ежегодно интегрированное обследование домашних хозяйств и различные единовременные обследования. В докладе были приведены оценки численности трудовых мигрантов из Кыргызстана, находившихся на рубежом на момент проведения обследований, а также более подробно представлены основные результаты последнего из проведенных обследований. Был продемонстрирован модуль вопросов по миграции, включенный в анкету выборочного интегрированного обследования бюджетов домохозяйств и рабочей силы. Г.Джайлобаева отметила основные трудности при сборе сведений в ходе обследований, особенно в отношении отсутствующих членов домохозяйства, а также сложности в методологии определения краткосрочно и долгосрочно отсутствующих мигрантов.

Докладчик также рассказала о предстоящей в 2022 году переписи населения Кыргызской республики и вопросах по миграции, включенных в ее программу. Докладчик отметила, что по итогам переписи будет возможно получить информацию о численности мигрантов, работающих за пределами Республики, а также о численности иностранной рабочей силы в стране. Представленный фрагмент переписного листа показал, что вопросы. относящиеся к миграции, сформулированы в соответствии с международными рекомендациями и позволят выделить основные категории населения с миграционным статусом – по стране рождения, гражданству, непрерывности проживания в месте постоянного жительства и наличию опыта долгосрочной эмиграции. Также в программу переписи включены вопросы о предыдущем месте жительства, причинам переезда и этнокультурным характеристикам населения. В переписи предполагается собрать (с помощью специальной формы переписного листа) разнообразные сведения о длительно отсутствующих членах домохозяйства. Докладчик рассказала о Концепции цифровой трансформации Кыргызской республики на 2019-2023 гг., являющейся одним из компонентов реализации Национальной стратегии развития. Концепция определяет структуру, систему управления и основы процесса цифровизации страны в целях оказания качественных государственных и муниципальных услуг гражданам. Уже внедрена система межведомственного электронного взаимодействия «Түндүк» (СМЭВ) для обмена данными в электронном виде с целью ускорения процесса взаимодействия между госорганами. Национальный статистический комитет Кыргызстана является одним из участников СМЭВ «Түндүк». Г.Джайлобаева кратко остановилась и на административных источниках данных по миграции и информационном взаимодействии между национальным статистчиеским комитетом и основными автоматизированными информационными системами, содержащими сведения об изменении гражданского состояния населения, миграции и приеме в гражданство. Докладчик отметила, что, в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии между ГРС и НСК первичные сведения предоставляются из автоматизированных информационных систем ГРС: «Гражданство», «Адресно-справочное бюро» (АСБ), «Регистрация иностранцев», «ЗАГС».

4. Л. Калантарян, начальник отдела статистики труда, Статистический Комитет Республики Армения выступила с докладом «Сбор данных о трудовой миграции в ходе специализированных обследований. Опыт Армении». По просьбе организаторов семинара, Л.Калантарян подробно рассказала о подготовке и проведении специализированного Комплексного обследования миграции населения Республики Армения 2007-2013 гг. Докладчик отметила, что в 2009-2010 гг. была проведена оценка потребностей в данных о миграции и подготовлен соответствующий отчет[2]. Основываясь на выводах, сделанных в ходе исследования, и в соответствии с требованиями международных стандартов, адаптированных к особенностям ситуации на национальном уровне, была разработана методология и определены процедуры проведения тематического обследования. Разработка анкеты происходила при участии МОМ и в тесном сотрудничестве с партнерами по проекту и основными заинтересованными сторонами в отношении миграционных данных и миграционной политики. Л.Калантарян остановилась на проблемах формирования выборки и рассказала о тематических блоках анкеты. Двести двадцать восемь вопросов, включенных в программу обследования, позволили собрать информацию о разнообразных аспектах трудовой миграции. Помимо общих сведений о домохозяйстве и социально-демографических характеристиках его членов была собрана информация об истории миграционных перемещений (прибытие/ выбытие), начиная с 2007 г., денежных переводах и финансовом благополучии домохозяйства, здоровье мигрантов, статусе легальности и пр. Вопросы анкеты дали возможность выделить три категории мобильного населения: мигрантов, вернувшихся из-за границы, находящиеся за границей на момент обследования, а также мигрантов, впервые пребывших в Армению из-за границы. Кроме того, собиралась информация и о внутренних миграционных перемещениях. В сочетании с широким кругом вопросов, связанных с занятостью и положением на рынке труда (наличием работы в стране исхода / назначения, сферой деятельности и профессии до и после миграции, уровне заработной платы до и после миграции, условиях труда и пр.), специализированные обследования миграции позволили собрать информацию, обладающую большим аналитическим потенциалом.

[2] «Оценка потребностей в управлении миграционными данными в Армении».

5. Т. Багиров, начальник сектора Отдела статистики труда Государственного комитета по статистике Республики Азербайджан выступил с докладом по теме «Административные источники данных о трудовой миграции и основные производители статистики миграции в Азербайджане». Докладчик остановился на вопросах законодательства в сфере миграции и трендах международной миграции в республике Азербайджан, упомянув, что миграция выполняет функцию перераспределения трудовых ресурсов между странам с их избытком и недостатком. Было отмечено, что в Азербайджане вопросы миграции находятся в числе приоритетов страны, а трудовая миграция является наиболее важным сегментом миграционных процессов. Т. Багиров подчеркнул, что в Азербайджане уделяется большое внимание общечеловеческим, гуманистическим принципам при управлении миграционными процессами, в том числе – защите прав и свобод иностранцев и лиц без гражданства, заботе о мигрантах, защите прав трудовых мигрантов и членов их семей. Указом Президента о Государственной программе «Миграция» обозначены шаги с сторону лучшего регулирования миграции, обеспечения национальной безопасности и лучшего использования иностранной рабочей силы. В 2007 г. В Азербайджане была создана Государственная миграционная служба, являющаяся основным ведомством, накапливающим сведения об иностранных гражданах, находящихся и работающих в стране.

Статистика миграции в Азербайджане производится в Государственном статистическом комитете. Основным источникам данных о лицах, родившихся за рубежом и иностранном населении, служат переписи населения, которые проводятся каждое десятилетие. В программы переписей, проведенных после получения независимости, были включены вопросы по миграции в соответствии с рекомендациями ООН. Пересмотр этого блока вопросов был осуществлен в преддверии новой переписи. Т. Багиров упомянул правовые основы миграции и перечислил законы, регулирующие эти процессы в Азербайджане. Ключевым является Закон от 02.07.2013 Об утверждении миграционного кодекса, который определяет основы миграционной политики в Республике и правовое положение иностранцев. Докладчик отметил увеличивающееся значение административных данных при производстве статистики миграции. В первую очередь, речь идет о сведениях, собираемых Государственной миграционной службой. Одно из направлений работы Службы – создание современной автоматизированной информационной системы, банка данных в котором происходит учет процедур предоставления статуса пост и врем проживания, работа по предупреждению незаконной миграции и пр.

В Азербайджане разрабатывается официальная статистическая отчетность Пограничной службы о числе граждан Азербайджана, прибывших в страну и выбывших за ее пределы. Совместно с Миграционной службой Статкомитет разрабатывает форму отчетности «1-Иммиграция», в которой отражены сведения об иностранцах и лицах без гражданства, находящихся на территории Азербайджанской республики. Эта форма ежеквартально предоставляется миграционной службой в Статкомитет и ее содержание утверждается Приказом Госкомстата. Статистика представлена по возрасту полу, странам и пр. Данные по внешней рудовой миграции разрабатываются в Миграционной службе и предоставляются в Статкомитет в электронном формате. Они отражают количество выданных и продленных в течение календарного года разрешений на работу иностранным гражданам в Азербайджане по странам постоянного проживания (гражданства); количество иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих на конец отчетного периода действительные разрешения на работу. Сведения распределены по полу, возрастным группам и видам экономической деятельности. Данные о численности иностранных работников, имеющих действительные документы на конец периода, помимо перечисленных переменных, распределяются по уровню образования. Отдельно ведется отчетность по числу иностранных граждан, зарегистрированных на территории Азербайджана на конец отчетного периода по основаниям, не требующим получения разрешения на работу. По перечисленным показателям миграционная служба предоставляет отчетность в Отдел статистики труда Государственного статистического комитета Азербайджана. Информация публикуется в статистических пресс-релизах, ежегодниках (Рынок труда, Туризм в Азербайджане), а также на интернет-странице Госкомстатата. Систематически данные по миграции предоставляются органам управления и используются при ответах на запросы международных организаций. В будущем, отметил докладчик, ожидается, что статистика миграции будет развиваться по двум направлениям: миграции с переменой места постоянного жительства и временной трудовой миграции. Это будет предметом взаимодействия и информационного обмена между ведомствами.

6. Главный специалист Отдела внешней трудовой миграции Департамента по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь, Е.Лисовская, сделала доклад на тему «Сбор и разработка административных данных по трудовой миграции: опыт Республики Беларусь». В докладе было отмечено, что миграционная политика Республики Беларусь направлена на защиту национального рынка труда, в т.ч. на смягчение ситуации за счет трудоустройства граждан страны за границей. В Законе О внешней трудовой миграции ведение учета миграции отмечено как одна из важных задач. Разработка статистических данных ведется по двум направлениям. Во-первых, учитываются граждане РБ, которые выезжают из РБ на работу через лицензированные агентства занятости и с помощью индивидуальных предпринимателей, имеющих соответствующую лицензию. Граждане страны также имеют право самостоятельно трудоустраиваться за рубежом, и оценка этой части потока трудовой миграции крайне затруднена. Департамент по гражданству и миграции РБ ведет учет организованного выезда на основе отчетов лицензиатов. Имея лицензию, лицензиат обязан по закону предоставлять в структурные подразделения инф о гражданах, выехавших и вернувшихся после работу за рубежом. Есть форма отчетности, которая, на бумажном носителе или в электронном формате, не позднее 5 числа каждого месяца должна передаваться от лицензиатов в Департамент гражданства и миграции. Эта информация персонифицирована и отражается в Базе данных Отдела трудовой миграции. В том числе, указывается время отсутствия работника. После первичной обработки сведения вносятся в АИС «Гражданство и миграция», производится агрегирование данных на уровне департамента, и далее информация направляется в Министерство по налогам и сборам и МИД. Помимо ежемесячно собираемых сведений, имеется еще одна форма отчетности – ежеквартальная. Отличие от первой формы состоит в том, что, помимо данных, предоставленных ранее, добавляются сведения о профессии и сроке действия трудового договора. Эта информация тоже вносится в АИС. Как отмечалось, из-за невозможности учесть поток граждан РБ, выезжающих самостоятельно, информация, вносимая в АИС, неполна.

Второй сегмент ведомственной статистики трудовой миграции отражает иностранцев, которые приезжают в РБ с целью трудоустройства. После получения мигрантами разрешения на работу работодатели регистрируют трудовые договоры. На этом основании подразделения по гражданству и миграции собирают персонифицированную информацию о работнике и реквизитах нанимателя. В отношении граждан ЕАЭС, которым не требуются разрешения на работу, для нужд статистики информация собирается на основе разрешений на временное проживание по цели прибытия «для занятия трудовой деятельностью». Есть отдельные категории иностранных граждан (помимо граждан стран ЕАЭС), которые могут работать без разрешительных документов. К ним относятся студенты, окончившие в РБ вузы и в течение года после окончания трудоустраивающиеся в стране, главы представительств зарубежных компаний, сотрудники технопарков Республики Беларусь.

Департамент гражданства и миграции формирует сборник сведений о трудящихся мигрантах по странам въезда и выезда, полу, роду занятий и профессиям. Ежеквартально отчетность направляется в национальный статистический комитет, Министерство труда и другие ведомства, а также публикуется на сайте.

7. В завершение первой части семинара с докладом на тему «Обмен данными для интегрирования статистики трудовой миграции в регионе ЕАЭС» выступил О. Артамонов, заместитель директора Департамента трудовой миграции и социальной защиты Евразийской экономической комиссии. О. Артамонов отметил большое значение подобных семинаров, позволяющих, в том числе, познакомиться с лучшими практиками в сфере производства статистики трудовой миграции. Докладчик отметил, что специалисты Евразийской эконмической комиссии преимущественно используют административные данные по трудовой миграции. Было отмечено, что в установочных документах ЕАЭС, в частности, в Договоре о Евразийском экономическом союзе и Приложениях к нему, было учтено и перечислено очень мало показателей, характеризующих состояние рынка труда, для межгосударственного обмена. Внешняя трудовая миграция в этом перечне вообще не была отражена. К настоящему времени достигнута договоренность о поставке данных о численности граждан стран-партнеров, находящихся с целью работы в странах ЕАЭС. Полугодовая отчетность показала колебания показателей в период пандемии и позволила сформулировать рекомендации о сохранении движения рабочей силы даже в условиях пандемии. Но в целом, статистических данных недостаточно. О. Артамонов подчеркнул, что статистика – это основа анализа, позволяющая принимать наиболее эффективные решения. Специалисты Евразийской экономической комиссии хотели бы иметь больше показателей, описывающих рынок труда, и стремятся к этому. В ноябре 2020 г. была утверждена программа развития статистики ЕАЭС. В том числе, предусмотрен сбор показателей, обеспечивающих анализ рынка труда по формам найма, отраслевой структуре занятости, образованию работников, квалификациям и пр. Но уже понятно, что эту статистику проще получить там, где есть централизованная система сбора данных. Если данные собирают разные ведомства, задача усложняется. В заключение докладчик отметил, что предоставление статистки пользователям, в т.ч., органам управления ЕАЭС, можно сравнить с дорогой с двусторонним движением; потоки статистической информации, передаваемые от стран, после анализа позволят сформулировать рекомендации по регулированию трудовой миграции, что поможет странам – участницам в разработке их миграционной политики.

8. В рамках второй части семинара для самостоятельной работы участники были разделены по группам. Каждая группа получила перечень возможных видов статистики, прямо или косвенно относящейся к трудовой миграции, и тему, связанную с обоснованием различных миграционных программ или направлений миграционной политики. Из предложенного перечня участники должны быть выбрать те виды данных, которые могли бы потребоваться для обоснования соответствующей программы регулирования трудовой миграции, а также указать, из каких источников предположительно могут быть получены эти данные (переписей населения, обследований домохозяйств или административных источников). Группы формировались, исходя из числа участников и с учетом основного «профиля» страны – отдающей или принимающей трудовых мигрантов. Специалисты Межгосударственного статистического комитета СНГ и Евразийской экономической комиссии получили задание, связанное с созданием межгосударственной интегрированной базы данных с показателями трудовой миграции. (Таблица 1).

Основной идеей проведения самостоятельной работы именно в таком формате было дать возможность участникам, которые являются в большинстве случаев производителями статистики, почувствовать связь между статисткой и разработкой миграционной политики, подумать над тем, какие данные могут быть полезными для разработки и обоснования различных программ в сфере трудовой миграции. Работа в группах, презентация результатов и последующие отзывы участников показали, что формат семинара участники сочли очень полезным и интересным. Основное замечание было связано с нехваткой времени.

Распределение участников семинара по группам для самостоятельной работы и тема задания:

Группа 1
Участники: Азербайджан и Казахстан
Задание: Обоснование программы привлечения сезонных трудовых мигрантов. (Возможно - в отдельные сектора экономики, регионы страны или для нужд отдельных работодателей).

Группа 2
Участники: Армения, Узбекистан и Кыргызстан
Задание: Обоснование программы организованного выезда трудовых мигрантов за рубеж (возможно – определенных профессий или для нужд отдельных работодателей)

Группа 3
Участники: Беларусь
Задание: Для обоснования новых мер миграционной политики по привлечению иностранных работников в Беларусь, - подготовка аналитического обзора по теме: «Анализ тенденций привлечения иностранных работников в Республике Беларусь (с учетом граждан ЕАЭС и дальнего зарубежья) в условиях значительных объемов трудовой миграции граждан Беларуси за рубеж»

Группа 4
Участники: Молдова
Задание: Анализ масштабов и характеристик циркулярной трудовой миграции из Молдовы

Группа 5
Участники: Россия
Задание: Оценка системы привлечения трудовых мигрантов, работающих по патенту, и рекомендации по совершенствованию этого канала трудовой миграции

Группа 6
Участники: Евразийская экономическая комиссия, Статкомитет СНГ
Задание: Подготовка предложений по созданию регионального статистического ресурса или базы данных, позволяющих показать масштабы трудовой миграции , потоки и контингенты трудовых мигрантов, с учетом зон свободного передвижения рабочей силы, ее место в общей миграционной ситуации в странах СНГ.

9. В заключительной части семинара модератор семинара О.С. Чудиновских и Начальник отдела международных статистических проектов Управления международной статистики Федеральной службы государственной статистики Е.В.Аксенова поблагодарили участников за проявленный живой интерес и активную работу. Была выражена надежда на то, что семинар станет импульсом для расширения «статистического» кругозора и в поможет участникам в их практической деятельности.

О. Чудиновских,
15 ноября 2021 г.
Смотреть семинар